Централизованная библиотечная система города Братска

муниципальное бюджетное учреждение культуры

Главная

Здравствуйте, уважаемые читатели!

E-mail Печать PDF

mk01

Я, директор централизованной библиотечной системы г. Братска, и коллектив библиотек города приветствуем вас на нашем сайте.

Данный сайт – еще одна открытая дверь в наши городские библиотеки. Мы рады познакомить вас с достижениями мысли и художественного слова, накопленными человечеством за тысячи лет, сориентировать в море современной литературы, помочь в решении конкретной учебной или информационной проблемы, пригласить на встречи с интересными людьми, предложить развивающие программы для детей и взрослых. Посмотрите на список мероприятий, проводимых в библиотеках. Я думаю, вы будете удивлены.

Презентация новых книг с участием авторов, поэтические, музыкальные вечера, встречи с ветеранами войны, пионерами строительства Братска, языковые курсы, дни культуры тех народов, что представлены в нашем городе, краеведческие выставки, работа литературной студии, клуба элитарного кино, детских кружков – все просто невозможно перечислить. И в центре всей этой культурной жизни библиотечный работник: библиотекарь, библиограф, методист.

Как видим, работа с книгой, которая в бытовом представлении только и есть в библиотеке, – это лишь часть обширной деятельности библиотек.     Эти традиции библиотечной жизни идут с глубокой древности. Еще Александрийская библиотека была местом встречи философов и художников.   Библиотека, вне зависимости от того, на чем записаны знания: на папирусе, бумаге или электронных носителях – это живой, соответствующий эпохе культурно-информационный центр, а не склад литературы; это место пересечения всех видов искусств, всех отраслей человеческих знаний, место соединения накопленных культурных богатств с современными культурными запросами, и ведущаяся сейчас дискуссия, вытеснит ли цифра книгу, тоже свидетельство развития библиотек, поиск новых форм работы.

Среди многочисленных учреждений культуры (театры, концертные залы, Дворцы искусств, музеи, галереи, кинотеатры и т. д.) библиотеки занимают особое, ключевое место в силу объема сконцентрированных в них духовных и интеллектуальных ценностей, в силу своей гибкости и универсализма. Можете ли вы представить себе курсы иностранного языка при картинной галерее или секцию макраме при кинотеатре? Сможете ли вы побывать на заседании фотографов в концертном зале или найти научные труды во Дворце культуры? А в библиотеке все это возможно. Привычны во многих крупных библиотеках выставки картин, скульптур; есть библиотеки, где вам помогут издать свою книгу. А как вы отнесетесь к предложению записать музыку собственного сочинения совместно с приглашенными музыкантами и бесплатно выложить потом ее в Интернет? Более того, ваши малыши то время, что вы заняты, будут под присмотром работников культуры. Есть такие библиотеки. Как видим, библиотеки многолики и вездесущи. Они как почва, из которой произрастают все побеги культуры. Подчеркивая эту фундаментальную роль библиотек,  Д. С. Лихачев сказал, что «даже если исчезнут университеты, то культура выживет, но если исчезнут библиотеки, то культура умрет».

Бурное развитие информационных технологий породило широкий доступ практически к любой информации, и возник вопрос, а нужны ли библиотеки, если все тексты можно держать в компьютере? Оказывается, нужны. Это только кажется, что доступность любой информации в Интернете делает ее доступной именно для вас. Огромный массив информации приводит в серьезное затруднение, что же выбрать именно для себя и что в первую очередь.   Велик риск просто потерять время. Социологические исследования показывают, что при обилии незнакомой информации (о товарах, услугах и т. д.) человек лишь в 30% случаев выбирает то, что ему действительно подходит. В остальных случаях испытуемый выбирает то, что более доступно, ближе лежит, ярче оформлено, или же выбор вообще случаен. При неоднократном выборе вероятность того, что человек выберет только то, что нужно, падает до 2-3% и ниже. То есть, неподготовленный читатель пройдет мимо накопленных человечеством культурных достижений, основная часть прочитанного в лучшем случае окажется для него балластом.

В большинстве своем мы смотрим фильмы, которые настойчивее других рекламируются, читаем новинки литературы, которые проявили себя каким-либо шумным скандалом, слушаем музыку, записи которой продают в любом киоске. В результате мы состоим из сходных культурных запросов, у нас одни и те же слабые места, к нам легко подобрать один ключик, мы легко управляемы. Это ли не мечта любого правителя? Активно обсуждаемая сейчас идея, что интернет вытеснит книги, совсем не нова. Имея в виду сжигание книг, изъятие их из библиотек в фашистской Германии, У. Эко писал: «Вдохновителем культурной политики нацизма был Геббельс, прекрасно разбиравшийся в новых средствах массовой информации: это он придумал сделать радио основным вектором коммуникации. Победить книжную коммуникацию средствами массовой информации… Пророческая идея».

Чтобы не множить ряды потребителей интеллектуального и культурного фаст-фуда, подружитесь с библиотекой. Она поможет вам расширить культурный кругозор, укрепить фундамент, на котором разовьется ваша индивидуальность.    Библиотека — это место, где вы не услышите брани, где вам не скрючат равнодушную физиономию и не отмахнутся, словно от назойливой мухи, как часто бывает в официальных учреждениях. Вам там будут рады, и в общении с библиотекарем вы вспомните, что не хлебом единым жив человек и что есть вопросы помимо «где что дешевле».

«А зачем мне библиотекарь? — часто задают вопрос молодые читатели, прекрасно владеющие компьютерными гаджетеми.— Вот бук-ридер, вот смартфон, вот планшетник – читай себе без всяких подсказчиков». Продолжая эту логику, можно спросить, а зачем учитель, если есть учебник? Зачем врач, если есть современные эффективные лекарства? Это путь, ведущий к поверхностным результатам, потому что он подразумевает отсутствие усилий над собой: делаю и читаю только то, что мне приятно.      Любому спортсмену известно, что без тренера самые лучшие тренажеры позволят достичь лишь средних результатов. Самостоятельное чтение – естественный и вполне достойный способ культурного продвижения, но есть путь более продуктивный, ускоряющий ваш прогресс, – общение с библиотекарем. Во-первых, культурное развитие, и чтение в том числе, – это не только удовольствие, но и труд. По Заболоцкому, «душа обязана трудиться». В этом случае роль библиотекаря сходна с ролью наставника и учителя, но гораздо деликатнее, потому что чтение – процесс интимный и не терпит того, чтобы кто-то висел над душой. Во-вторых, библиотекарь – это лоцман, который проведет вас в море культуры, не дав напороться на скалы и рифы. А в океане культуры еще какие подводные камни имеются! Не зря Ахматова сказала: «Случайное знакомство с шедеврами опасно».

Тесно связана с указанной функцией еще одна, которую библиотекари выполняли всегда, но на современном этапе эта функция может стать ведущей. Это первичная фильтрация информации. Сведения, предоставляемые интернетом, сырые, непроверенные. В них всегда наряду с достоверной информацией содержится неточная, ошибочная, откровенно ложная или в ней неверно расставлены акценты, когда главные и второстепенные данные стоят в одном ряду; притом самостоятельно выявить эти ловушки очень непросто. Строить свое познание на таком фундаменте все равно что возводить здание на зыбкой почве: в любой момент стена может треснуть или здание вообще «поплывет». За счет личной эрудиции и культуры библиотекарей, за счет библиотечных механизмов отбора библиотека предоставляет своим читателям более надежную информацию и более высокого уровня литературу, чем интернет, «великий и ужасный». Приведем пару примеров из тысячи возможных. Образованным читателям хорошо известна блестящая французская поэзия XIX века, XV–XVII веков, но даже самые сведущие мало что скажут о французской поэзии XVIII века, а ведь были десятки стихотворцев, сотни книг и тысячи стихов. Почему такой провал в наших знаниях? Ж.-К. Карьер не без основания говорит о том периоде: «Никогда еще не писалось так много стихов и так мало поэзии». А доводилось ли вам читать стихи русского поэта ХIХ века Ф. Б. Миллера?   В нашей памяти осталось лишь «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» из шести томов его творений. Мы не знаем этих опусов, наши головы защищены от них благодаря упомянутой фильтрации, так что станут ли будущие школьники изучать поэзию начала XXI века, зависит не только от самих авторов, но и от библиотекарей.

Профессия библиотекаря скромна, не криклива, не мелькает в первых заголовках новостей, но очень важна для общества.     Доброжелательность, неравнодушие к читателям, бескорыстность, образованность, интеллигентность – эти качества не вытекают автоматически из специфики профессии библиотекаря (есть немало примеров начитанных, образованных людей, распущенных в словах и в поведении). Такой образ библиотечного работника – результат служения своему делу многих поколений хранителей книг. Это их труд, всегда скромно вознаграждаемый, а зачастую и подвижнический, вылился в нынешнее представление народа о библиотекарях. Задача работников библиотек г. Братскане растерять накопленное предыдущими поколениями и, принимая новые требования времени, внести свой вклад в развитие культуры города.

Марина Валентиновна Котенко, Директор МБУК «ЦБС г. Братска»

Мой блог на сайте nashbratsk.ru

Страница «ЦБС г. Братска» в «Вконтакте»

Обновлено 09.12.2013 14:53  
Поделись с другими: